Критерии передового опыта
1. Результативность работы:
§ высокие и устойчивые результаты учебно-воспитательной работы. В данном случае важна не отметка, а глубина и прочность знаний, образованность, культура, которую учитель формирует у учеников;
§ оптимальный уровень управленческой деятельности.
2. Актуальность и социальная значимость:
§ эффективное решение учебно-воспитательных задач;
§ усовершенствование содержания управленческой деятельности.
3. Новизна опыта:
§ новое содержание педагогического процесса, а также новые методы, формы, средства педагогической деятельности, которые можно определить как творческий опыт;
§ успешное применение известных научных положений передового опыта, так называемый репродуктивный опыт;
§ рационализация отдельных сторон педагогической деятельности и деятельности по управлению педагогическим процессом.
4. Экономичность, оптимальность тех средств и сил, которые затрачивают школа и учитель для достижения определенного результата (например, все усваивается учащимися на уроке).
5. Устойчивость и постоянство успехов учебно-воспитательной работы.
6. Преемственность.
7. Перспективность:
§ всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике.
8. Умение обнаруживать и преодолевать недостатки, противоречия.
Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения
передового педагогического опыта:
§ понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
§ формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
§ умение, готовность самого педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.
Содержание планирования работы
по изучению передового педагогического опыта
1. Адрес изучаемого опыта.
2. Название темы. Необходимо четко определить проблему, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы, именно этого опыта работы, его обобщение.
3. Изучение литературы, документов, графических материалов. Обосновать потребность, обусловившую необходимость поиска статистических данных; проанализировать состояние практической работы учебных заведений по проблеме.
4. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения.
5. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать).
6. График посещения занятий (мероприятий), сформулировать цели каждого посещения. Обратить внимание:
§ на актуальность и конкретность решаемых учебно-воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта;
§ на степень активности и самостоятельной деятельности учащихся в решении поставленных задач;
§ на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога;
§ на результативность занятия (системы занятий).
7. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта:
§ выяснить отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения;
§ наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены;
§ где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты;
§ изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении;
§ основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе;
§ изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.
8. Подготовка научно - методического анализа изучаемого передового опыта. Необходимо отметить:
§ актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
§ элементы (сущность) новизны опыта;
§ результативность работы;
§ рекомендации по использованию передового опыта.
9. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.
Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта
1 этап. Организационный.
Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.
2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.
Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.
3 этап. Накопление фактического материала.
Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.
4 этап. Обработка фактического материала.
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).
5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.
Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
§ открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
§ педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики;
§ научно-методическая и научно-практическая конференции;
§ педагогическая выставка;
§ педагогические чтения;
§ диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
§ педагогические экскурсии;
§ семинарские занятия по проблемам педагогики;
§ практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
§ педагогические консультации;
§ творческий отчет;
§ самообразование.