Издревле селились люди вдоль берегов речек, пользуясь их щедротами. Короткий путь Еленки от истоков до русла Беседи, но много больших и малых деревень расположено на её берегах.
Из истории деревни Берёзки
Красивый уголок есть в Хотимском районе, уголок с интересной историей и мелодичным названием: деревня Берёзки. Расположена она в 17 километрах на юго-запад от Хотимска.
Деревня Берёзки известна с 1604 года как государственное (королевское) село Берёзки Великого княжества Литовского.
Несколько веков прошло с того времени, когда была основана эта деревня. А когда-то там зеленела только густая берёзовая роща, через которую струились воды чистой речки Еленки. На берегу этой речки и поселились первые жители будущей деревни - беглые из-под Могилёва. Они спасались от панства и решились жить свободно в лесной чаще, которая раскинулась на сотни километров во все стороны. Леса в этой стороне были тогда богатыми на дичь, в них водились пчёлы, а в реках было много рыбы, особенно в Беседи и Ипути.
Под берёзами на берегу речки Еленки строили первопроходцы свои курные избы. Поэтому и деревня первоначально называлась Подберёзки. Со временем приставка под- выпала из написания и стала деревня называться по-современному – Берёзки. Со временем на Хотимщину пришло польское панство – шляхтичи. Из города Костюковичи через Берёзки и Хотимск была проложена дорога, по которой ездили купцы из Чернигова и Киева, так как за Хотимском была уже Россия, или Московия.
После объединения с Россией в 1772 году крестьяне по приказу императрицы Екатерины II обсадили свой большак-дорогу берёзами. Красивые белые деревья – гордость русских братьев – ещё и сегодня сохранились на старом большаке, напоминая нам о вечном братстве с русским народом. Жители Берёзок были храбрыми и сильными людьми. Многие из них служили в армии Петра I.
Из истории деревни нельзя выбросить и историю XVIII века, Кричевское восстание 1740-1744гг. Оно было вызвано усилением феодального гнёта, самовольством администрации Кричевского графства. Это привело к массовым побегам крестьян в леса, особенно в 1740 году. В начале мая 1740 года под предводительством войта деревни Берёзки Константина Ващилы возник первый вооружённый отряд, насчитывающий несколько сотен человек. Люди из его отряда не разрешали администрации нанимать работников, не допускали строителей на производство, останавливали работы на стройках, выступали против денежных поборов.
В 1811 году село Берёзки относилось к Климовичскому уезду Могилёвской губернии, в нём насчитывался 51 двор, 211 жителей мужского пола.
В 1834 году в селе была построена православная церковь. Уже в 1858 году в Берёзках насчитывалось 258 ревизских душ, постоялый двор и церковь. В 1867 году здесь было открыто Земское народное училище. В 1878 году в нём работал учителем Николай Петрович Заркевич, который обучал 22 учащихся, из них двух девочек. В 1880 году в деревне насчитывалось 130 дворов. В первой половине 1880-ых годов село Берёзки являлось центром волости Климовичского уезда, в котором насчитывалось 128 дворов, проживало 889 жителей, работала православная церковь, 2 ветряные мельницы, Земское народное училище. Согласно переписи 1897 года, Берёзки – большое село со 175 дворами, 1200 жителями, хлебозапасным магазином, волостной управой и питейным домом. Бытовали такие промыслы, как прядильно-ткацкий, сбор ягод, грибов, лекарственных растений, ловля рыбы и раков, плетение корзин. 50 жителей Берёзок занимались отходным, 28 перевозным, 4 ковальным, 5 портным и бондарным промыслами.
Широкое распространение в Берёзковской волости получило изготовление различной деревянной утвари. Крестьяне делали ложки, тарелки, грабли, вёдра, ступы, сани, колёса и др. Многие мастера плели из лыка лапти и корзины, предметы домашнего обихода. Умельцы промысла изготавливали ставни на окна, ткацкие станки и самопрядки. Развит был в Берёзках и кузнечный промысел. Массовый характер имело отходничество – вырубка, распил, своз и сплав леса; земельные работы; выкапывание корчей для изготовления дёгтя; теребление пеньки. В 80-е годы 19 века на территории Хотимской, Берёзковской и Забелышенской волостей отходничеством занимались более 650 человек. Из этого числа 500 человек отправлялись на лесные промыслы со своими лошадьми. Их заработок составлял от 7 до 40 рублей за год или сезон. Дембовицкий в книге «Из опыта описания Могилёвской губернии в 1882 году» пишет: «Беседь становится сплавной в Климовичском уезде, в урочище Михалина Хотимской волости. Сплав велся плотами шириной 8 и длиной 18 и более аршин. Пристань находится вблизи урочища Михалин, недалеко от деревни Ганновка. В нижнем течении Беседи на протяжении 4-х вёрст весной ходят суда».
Нанятые на сплав леса крестьяне объединялись в партии во главе с раскладчиком-атаманом, который выбирался из наиболее опытных сплавщиков. Его заработок доходил до 300 рублей за сезон. Кроме атамана в партии были «Дубовики», которые проводили плоты через наиболее трудные для сплава места. Их заработок доходил до 80-100 рублей.
Крестьяне нанимались рабочими на железную дорогу и кирпичные заводы, выполняя земляные работы за 10-15 рублей. В апреле, сентябре-октябре ежегодно крестьяне нанимались на смолярни для выкапывания сосновых корчей. Один рабочий обычно выкапывал за месяц 1 кубический сажень корчей, которые должен был свезти на своей лошади в смолярню. За эту работу получал 8 рублей 50 копеек. В сентябре-ноябре многие крестьяне нанимались на сахарные и винокуренные заводы. В основном уезжали в Украину или Россию. В зимнее время многие крестьяне нанимались на теребление пеньки. Чистая прибыль за сезон составляла от 25 до 300 рублей. Таким образом, отходничество было очень хорошей возможностью для крестьян немного пополнить свои чрезвычайно низкие доходы от ведения сельского хозяйства.
В начале XX века в Берёзках насчитывалось 180 дворов, 1274 жителя, 1700 десятин земли, из них 40 десятин леса. В 1905 году была открыта медицинская комната и казённая винная лавка.
В 1908 году построено школьное помещение. С 1924 года Берёзки – центр сельсовета. На территории д. Берёзки с середины 30-ых годов 20 века работали три избы-читальни. В двух из них находились библиотеки. Заведующей одной из них была Карпечкина Вера Самсоновна, второй избой-читальней с 1949 года заведовал фронтовик Антипенко Николай Терентьевич. Эти культурные заведения просуществовали до 1972 года.
За послевоенные годы Берёзки значительно обустроились и расширили свои границы. В 1965 году в Берёзках появилось электричество. В 1975 году к Березкам была присоединена деревня Ганновка. На 01.01.2011 года в деревне насчитывалось 268 дворов, в которых проживали 668 жителей.
Берёзковской средней школы
В памятной книге Виленского учебного округа на 1874 год под шифром А записано следующее: «Березковское народное училище Березковской волости в селе Березки открыто с 1 октября 1867 года. Помещается в общественном доме. На содержание училища ежегодно отпускается 75 рублей из государственного казначейства и 115 рублей от местного крестьянского общества.
Наставница училища, девица Мария Андреевна Демьянович, окончила курс в Буйницком училище для девиц духовного звания (вероисповедование православное).
Содержание: жалование 150 рублей и квартира в натуре.
Законоучитель православного исповедования священник Иулиан Карпович Чоловский, окончил курс в Могилевской семинарии.
Содержание: жалование 25 рублей».
О состоянии дореволюционной школы красноречиво говорят бывшие учащиеся этой школы. 86-летний житель села Березки Антипенко Антон Васильевич вспоминает, что его приняли в школу в 1890 году. В школе не было совсем бумаги, учащиеся все письменные работы выполняли на грифельных досках. В школе в основном изучали закон божий, элементарные понятия об основах грамоты.
Интересные воспоминания о своей учебе в школе передал школе Ларичин Иосиф Матвеевич, 1885 года рождения. Он поступил в школу в 1893 году. В это время в школе работал один учитель, который обучал 60-70 учащихся. Знания учащихся были низкие. В школе применялись муштра, зубрежка законов божьих. Учащихся наказывали за малейшее непослушание и за нежелания изучать закон божий.
«Несмотря на существовавшие порядки, – говорит Юденков Демьян Федосович, – наблюдалась тяга, жажда к знаниям у крестьян. Большой популярностью пользовались библиотеки народного и церковно-приходского училища у местного населения»
Бывшая ученица, а впоследствии и учительница этой школы Валийская Олимпиада Петровна подчеркивает тот факт, что в школе учились в основном одни мальчики, доступ девочек в школу был ограничен и почти невозможен. Мало того, что изучаемый материал был не содержательным, не научным, но и продолжительность учебного года была ограничена. Обычно крестьянские дети начинали посещать школу после Покрова (14 октября) и уже пасхальными днями учебный год заканчивался.
Об истории возникновения и развития Березковского народного училища и народного образования в Березковской волости рассказывает бывший учащийся, один из первых учителей Березковской школы, член КПСС с 1918 года, Лементуев Степан Фомич: «Школу я помню с 1906 года. В этом году я поступил в первый класс двухкомплектного Березковского училища. Эта школа (здание) была построена в 1867 году на территории нынешней школы. Одноэтажное, деревянное, оно было размещено рядом с волостным управлением. В этом здании была отдельная комната с кухней для учителя. На фронтоне крыльца была титульная вывеска: «Березковское народное училище Министерства народного образования». Учитель тоже носил титул: «учитель». Такое титулование «народный» царское правительство давало школам для крестьянских и рабочих детей в отличие от других училищ, городских гимназий и прочих, где обучались дети дворян, купцов и буржуазии. Сам факт открытия в Березках единственного на всю волость, на 24 населенные пункты, училища на шестом году после отмены крепостного права в 1861 году говорит о мотивах открытия таких училищ.
Открывая эти народные училища, царское правительство руководствовалось не благородными целями: «сеять добрые семена» в народе, а требованиями капиталистического развития страны.
Независимо от этих мотивов открытие училища было знаменательным и первым положительным в развитии шагом просвещения в нашей Березковской волости.
В апреле 1907 года здание народного училища сгорело, а школа была размещена с 1907/1908 учебного года в избе Лобова Лукаша, где ютилась до 1910 года. Сам перевод училища в избу и назначение сюда болезненного, деспотичного учителя толкнуло многих ребят на обучение в церковно-приходской школе. Количество учащихся резко уменьшилось. К тому же в д. Ганновка было открыто начальное земское училище, куда и перешли все ученики этой деревни.
В 1910 году Березковское училище выпустило 8-10 человек. (Ганновское земское – 8 человек).
К сентябрю 1910 года было построено здание с двумя классными комнатами и возобновило работу 2-х классное земское училище, т.е. шестилетка (одно из зданий Березковской СШ).
Березковская школа вновь возродилась и заняла ведущее место в волости.
В это училище принимались дети всех деревень волости, окончившие начальные 4-х классные училища. В это время здесь обучалось примерно около 110-120 школьников. В 1912 году 2-х классное училище имело первый выпуск – 13 учащихся.
В Березковское народное училище всегда назначались учителя с образованием семинарии. Это были молодые, еще не семейные люди, выходцы из крестьян, мещан или мелких чиновников, священнослужителей. В большинстве своем эти учителя, по словам граждан старшего поколения, были с эрудицией, любящие свое дело, с духом народников. Для учителей других школ волости и даже за ее пределами березковские учителя пользовались авторитетом с притягательной силой.
Царское правительство преследовало прогрессивно настроенных учителей. Один из таких учителей и был Паплыко Иван Максимович, который работал в школе с 1911 по 1914 год и проводил агитационную работу среди местного населения. Когда началась первая мировая война, он был мобилизован на фронт, как неблагонадежный.
Война с 1914 года резко уменьшила количество учащихся в школах, в том числе и в Березковской. Потребовались рабочие руки в крестьянском хозяйстве, дети и подростки 3-х - 4-х классов покидали школу, оставались недоучками.
Паплыко И.М. вернулся в село Березки в 1918 году и продолжал учительствовать. Это был первый учитель Березковской школы в послереволюционной период. В этом году приступили к работе еще 4 учителя.
В 1918 году в марте месяце Паплыко И. М. был назначен заведующим волостным отделом народного образования. Он принял 3-й класс Березковской школы. С этого периода школа стала называться «Единая трудовая советская школа». Количество учеников резко увеличилось. Ученики, бросившие школу ранее, опять возвратились за парты. Березковская школа стала вновь центром массовой работы с учителями волости. И в этой работе ведущую роль играл Паплыко И.М. Он еще в 1911 году ввел в обиход школы важное новшество: узаконенное в обращении «господин учитель», «госпожа учительница» или «паненка учительница» заменялось обращением к учителю по имени и отчеству. Это было потом утверждено в 1918 году на первом волостном собрании учителей. Паплыко И.М. заявил: «С позором прошлого «господин учитель» надо покончить раз и навсегда, как с законом божьим».
В июне 1918 года на общем уездном съезде учителей в Климовичах было разъяснено об отделении церкви от государства и школы от церкви. Особенно настойчиво добивался проведения в жизнь декрета Паплыко И.М.
С возвращением в школу учителей с фронта и учащихся Березковская школа вначале стала 4-х комплектной, а после 6-ти комплектной. Появились параллельные классы, и наполняемость стала высокой.
Из стен дореволюционного 2-х классного училища вышел не один видный работник просвещения, народного хозяйства.
В годы Советской власти многие воспитанники школы стали видными специалистами в различных областях народного хозяйства.
С 1924 по 1937 год Березковская школа была семилеткой, а с 1937/1938 учебного года развивалась как растущая средняя школа. В 1939/1940 учебным году был произведен первый выпуск учащихся со средним образованием. До Великой Отечественной войны средняя школа сделала два выпуска.
В 1941 году окончил Березковскую среднюю школу Пилипенко Михаил Корнеевич, Герой Советского Союза.
Ровно через месяц после освобождения Хотимского района от немецко-фашистских захватчиков 26 октября 1943 года возобновила работу Березковская средняя школа (директор школы Магдалов Платон Игнатьевич). В очень трудных условиях пришлось возобновлять занятия в школе, не хватало письменных принадлежностей, книг, учебных пособий, топлива, а самое главное, был острый недостаток в педагогических кадрах.
Важнейшая роль в создании учебной, материально-технической и хозяйственной базы принадлежит коллективу учителей, возглавляемому директором школы Тычино Антоном Митрофановичем, который начал работать директором школы в ноябре 1946 году.
В 1974 году в строй вступило новое здание школы. Увеличилось количество кабинетов, спортзал, столовая, мастерская.
ВЫДАЮЩИЕСЯ ЗЕМЛЯКИ
Королёв Фёдор Пилипович
Советский педагог, один из основателей советской педагогики. Доктор педагогических наук (1959г.), профессор (1961г.), член (Академии педагогических наук) АПН РСФСР (1965г.) и АПН СССР (1968 г.) Родился 18.09.1898 года в деревне Берёзки. Педагогическую деятельность начал в 1925 году. В 1929 году закончил Высшие научно-педагогические курсы при втором (Московском Государственном университете) МГУ.
В 1930-ые годы вёл научно-педагогическую работу в Академии Коммунистического воспитания имени Надежды Константиновны Крупской, Центральном научно-исследовательском институте детского коммунистического движения при ЦК ВЛКСМ. У 1928-1933 годах член главного учебного Совета. 1934-41 годы – директор Института повышения квалификации инженерно-технических работников. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. С 1950 года работает в научно-исследовательском Институте теории и истории педагогики АПН РСФСР (в 1960-1965 годах директор). 1963-1971 годы – главный редактор журнала «Советская педагогика», с 1965 года член Президиума АПН РСФСР (с 1968-АПН СССР) . Разработал проблемы теории и практики коммунистического воспитания, детского коммунистического движения, истории и теории педагогики, истории советской школы. Автор монографий и учебников.
Произведения Ф.П. Королёва издавались также в Индии, Японии, Италии, Германии, Польше. Награждён 4 орденами и медалями. Умер 13.06.1971 году.
Тищенко Виктор Елисеевич
Белорусский учёный-экономист. Доктор экономических наук (1968г.), профессор (1971 г.), заслуженный деятель науки Башкирии (1970 г.). Родился 15.03.1927 года в д. Берёзки. Окончил Львовский политехнический институт (1956 г.). С 1951 года находился на хозяйственно-экономической работе в Сибири. С 1960 года заведующий кафедрой экономики, организации и планирования нефтяной и газовой промышленности Уфимского нефтяного института. В 1983-1995 годах заведующий кафедрой Гомельского университета. Научные труды по проблемам организации, планирования и повышения эффективности производства в нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности.
Минченко Николай Пантелеевич
Выпускник 1956 года. Судья первого квалификационного класса, председатель судейской коллегии по гражданским делам Черниговского областного суда. Член Совета судей Украины.
Четыре строчки – это очень мало,
Чтоб о Родимом крае рассказать
Берёзки, Ганновка, луга, леса и Беседь
Всё это для меня, как для ребёнка – Мать.
Дмитрачков Пётр Фролович
Кондидат исторических наук (1973г.) профессор (2003 г.), заслуженный работник образования Беларуси (1998 г.).
Родился в 1937 году в деревне Ганновка. Окончил Могилёвский педагогический институт, аспирантуру при Институте истории Академии наук Беларуси. Работал ассистентом, старшим преподавателем Могилёвского пединститута, с 1975 года назначен деканом исторического факультета этого университета. Автор более 20 научных работ, в том числе 5 учебно-методических пособий по истории Беларуси.
Наши односельчане дважды были участниками Народных собраний:
Погуляев Владимир Иванович – председатель Берёзковского сельисполкома на 2 (втором) ;
Володченко Николай Николаевич – тракторист СПК “Октябрь- Берёзки” на 4(четвёртом).
Непрофессиональный любительский коллектив
художественного творчества
Вокальный ансамбль «Берёзка» начал своё существование из небольшой вокальной группы женщин, которых объединяла любовь к белорусской народной песне. Как с маленького родника рождается полноводная широкая река, так с маленькой группы женщин, которые начали изучать белорусскую песенную культуру, вырос большой коллектив.
Народный ансамбль народной песни «Берёзка» образован в 1973 году. В 1998 году ансамбль получил наименование «Народный», которое ансамбль успешно подтверждает на протяжении более двадцати лет. Вскоре народному ансамблю «Берёзка» присвоено звание «Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь».
Неизменно (с 1999 года) художественным руководителем коллектива является Захаренко Инна Николаевна. Вся творческая деятельность ансамбля – 7 участников от 45 до 55 лет - пронизана большим трудом и желанием дарить людям красоту и радость отношений с белорусскими народными песнями.
Концертные программы ансамбля вмещают в себя яркие вокально-хореаграфические композиции, созданные на материале белорусской народного музыкального творчества. В репертуаре народного коллектива белорусские народные песни и танцы, русские народные песни, песни современных белорусских композиторов, авторские обработки композиций из репертуара ансамбля «Неруш», «Гостинец», «Вязанка», «Бяседа» современных исполнителей белорусской народной песни.
Ансамбль «Березка» даёт в год более 80 концертов для разновозрастной категории зрителей. Коллектив ансамбля изучает фольклор, обряды и традиции белорусского народа, и, как известно, пропагандирует белорусское народное творчество в своих концертах. Коллектив изучает и сохраняет богатые певчие традиции Хотимщины, и поэтому его отличает особенная манера звучания, интересный репертуар, сценическая культура.
На протяжении многих лет народный ансамбль успешно принимает участие в масштабных культурно-просветительских программах, фестивалях разного уровня. География гастрольных выездов значительно расширилась. Сейчас о “Берёзке” знают и жители российских деревень Смоленской и Брянской областей. Народный коллектив отмечен дипломами разных степеней.
НАША СВЯТЫНЯ
Святая криница
Существует легенда о святой кринице: Это не легенда, а реальное событие, которое произошло в начале 20-го века в деревне Ганновка Берёзковской волости. В деревне проживала крестьянская семья Евсеенко Василия Анастасовича и Пелагеи Фёдоровны. У них было трое детей. Семья была дружная, трудолюбивая, но однажды с ними приключилась беда. Один из детей, которого звали Трофим, в пятилетнем возрасте ослеп. Его возили по больницам, по бабкам-шептухам, но никто не смог помочь. Однажды, молясь перед иконой, Василий Анастасович попросил вылечить сына. В тот же день ему приснился сон. Пашет Василий свой надел, устал и сел отдохнуть. Сидит на краю борозды, опустив голову на колени. К нему подошёл незнакомый человек и сказал такие слова: "Почему ты плачешь, что у тебя случилось?" И Василий рассказал ему свою беду. Выслушав Василия, старец сказал ему, что недалеко от дороги растёт старая ольха, а из-под её корней бьёт ключ. "Возьми своего мальчика, приведи к этому ключу и промой ключевой водой глаза, а потом освободи этот ключ от грязи и прокопай канавку для стока воды. Глаза промой три раза".
Проснувшись, Василий рассказал свой сон жене, и было принято решение искать то место, о котором рассказал ему старец во сне. Нашли ключ не сразу, долго искали и услышали крик горлинки, сидевшей на верхушке ольхи. Из-под корней дерева пробивался слабый ключ.
Василий помолился, набрал воды и промыл сыну глаза. А затем освободил ключ от грязи и опавших веток, руками прокопал канавку для стока воды. Так они делали три дня. Утро третьих суток в этой семье стало началом большого праздника. Мальчик сказал: "Маманя, я немного вижу…"
Василий вбежал в дом, помолился, поблагодарил бога и стал целовать сынишку. В знак благодарности семья Есеенко Василия облагородила криницу, рядом с ольхой сделали дубовый крест и вкопали его рядом с родником. А затем они огородили родник.
Василий дал обет: всю жизнь смотреть за этим родником, что и делал до конца жизни. После его смерти уход за родником осуществляли Ольга (1915 - 1995гг.) и Анна (1922 г.р.) - дочери Василия Анастасовича.
После того, как излечили глаза Трушке, ключ стали называть "Святой криницей". Из многих деревень к роднику шли люди, брали воду, молились, бросали деньги, ставили иконы.
В 1960 году двое вандалов из д.Клин и д.Берёзки жестоко разрушили родник и после этого ольха начала засыхать. В скором времени у одного из них отнялись руки и ноги. В таком состоянии он прожил десять лет и умер. А второй заболел и с каждым годом начал угасать. Этот факт усилил мнение людей о том, что криница святая.
В 1961 году женщины д. Берёзок очистили родник. Снова сюда шли люди, вешали полотенца и ручники, ставили иконы. Ольха снова ожила. Но в 1965 году вандалы снова посетили родник. В огромной ольхе, на высоте полутора метров было дупло. В него паломники бросали деньги. Это дупло было разрублено до основания ольхи. Кто это сделал, пока люди не знают.
Из истории деревни Ельня
Основателями деревни Ельня были потомки жмудских дворян (шляхты), которые находились на воинской службе у литовских князей, полесских королей. Места их жительства были разные, но основным считалась Литва. В то время территория Белоруссии, Смоленск, Брянск входили в состав Литовского княжества. Наши предки отличались силой, мужеством, были хорошо обученными воинами. С разделом Литовского княжества территория перешла под контроль Польши. А так как наши предки были православной веры, то они подверглись изгнанию. Многие были уволены со службы и имели материальные потребности. Было принято решение найти другое место жительства. На территории России существовало крепостное право, а территория нынешнего Хотимского района была дремучим, непроходимым местом.
Разведчики наших предков и нашли такое место. На берегу небольшой речушки находился хвойный бор и непроходимые болота. Живописное место покорило сердца первопроходцев. Так и появилось новое селение наших предков. Название деревня получила по «еловому бору», а речка Еленка – по названию деревни.
Неприметная речка Еленка берет свое начало из ледяных источников за деревней. Несет она свои воды реке Беседь, на берегу которой расположена восточная часть родной Беларуси – Хотимск. Хоть и короткий путь Еленки от истоков до русла Беседи, но много больших и малых деревень расположено на её берегах.
Её красота воспета местной поэтессой:
Подойду я к речке тихим вечером.
Здравствуй, Еленка, давний мой друг.
Я приехала… И вспомнилось вдруг.
Довелось тебе видеть, как в юности
На свиданье отец мой ходил.
И весенний букет незабудок
Моей маме-невесте дарил.
Помнишь ты, как под этой ракитой
Целовалась и я до зари…
Ты не думай, ничто не забыто.
Но и тайны ты свято храни.
Ах, года, вы спешите, спешите…
С светлой грустью смотрю вечерком.
На свидание к этой раките
Моя дочка приходит тайком.
Т. Хроменкова
Сейчас Ельня – деревня в Берёзковском сельском Совете. Она располагается в 25 километрах на полночном западе от Хотимска и в 26 км от железнодорожной станции Коммунары на линии Кричев – Сураж. В исторических источниках село известно с 1762 года под названием Ельница. В 1762 году село входит в Мстиславское воеводство Речи Посполитой, шляхетская собственность. В1772 г. оно в составе Российской империи. В1799 г. село Забелышинской волости Климовичского уезда Могилёвской губернии. В1811 году в нем насчитывается 31 двор, 79 жителей мужского пола. В начале 1880-х годов в селе 18 дворов, проживают 180 жителей, действует провославная церковь. Один раз в год проводился базар (29 июня). Бытовали ремёсла и промыслы: кравецкий, ткачество, прядение, шитьё одежды из домотканого полотна, ловля рыбы и раков, сбор ягод, грибов, лекарственных трав. Согласно переписи 1897 года, в Ельне насчитывается 95 дворов, в которых проживают 537 жителей, действует школа церковной грамоты, хлебозапасный магазин, четыре лавки, питейный дом и винокурный завод поручика Островского. Местные жители жили в избах, крытых соломой, дранкой. Семьи были большие по десять-пятнадцать человек. В одной избе жило несколько семей. Население было многонациональным: выходцы из Литвы, россияне, евреи. В 1909 году село Ельня входит в состав Забелышинской волости Климовичского уезда, имеет 955 десятин земли, из них 405 десятин леса. В селе работают мельница, провославная церковь, земское народное училище. Рядом с селом четыре поместья с названием Ельня, фольворк Ельня, которые вместе имели 35 жителей и более семисот десятин земли. Со слов старожилов Нины Семёновны Сакович и Михаила Александровича Гракова, первыми пришли предки Подобед, Застольских, Асмоловских, Шпаковских (в нынешнее время эти фамилии также распространённые в деревне). Они владели предприимчивостью, мастерством и письменностью, были трудолюбивыми.
В 1918 году в результате большого пожара уничтожено почти половина села, т.к. избы стояли рядом друг с другом. Жители начали селиться посёлками. Со временем в Ельне было построено много домов, возникли новые улицы. Ельня стала культурным центром: открыл двери для маленьких воспитанников детский сад, построены больница, дом престарелых, сельский дом культуры, церковь, крахмальный завод, двухэтажная школа, пекарня, библиотека.
Достопримечательности деревни Ельня
Особой достопримечательностью деревни является святыня – Свято-Петро-Павловская церковь, построенная в 1996 году. Чин освещения церкви и первую литургию в ней отслужил 1 августа 1996 года Высокопреосвященный архиепископ Могилёвский и Мстиславский Максим (Кроха). Первое упоминание о церкви в деревне Ельня относится ко времени наибольшего развития, которое происходило после 1812 года. Она была построена во имя святых Петра и Павла и имела название «Петро-Павловская». Со слов Архимандрита Кирилла, в то время были построены четыре церкви: в д.Забелышин, д.Чернявка, д.Берёзки и в д.Ельня. Их называли сёстрами, т.к. были построены в виде креста и бревенчатые.
До революции 1917 года в Ельне был православный приход. Приходская Свято-Петро-Павловская церковь была деревянной. После революции её закрыли, а постройку использовали под зерносклад, клуб, больницу… Постройка была мощной, она выстояла войну и только в 1960-е годы была разорена. Это было в период хрущёвской антирелигиозной кампании. В народной памяти сохранилось имя последнего ельнянского священника – отца Антония Квятковского (был арестован в 1936 году и в Ельню больше не возвратился). В конце 1980-х годов изменилась политика государства в отношении к церкви, и местные жители задумались над возрождением Ельнянского прихода. Навстречу людям пошёл председатель местного колхоза Антипенко Анатолий Яковлевич. Конечно, не было хорошего проекта, не было и навыков строительства храма, особенно куполов, но эти недостатки компенсировались горячим желанием возвести святыню. Строительство шло быстро. Основные работы были завершены в 1995 году.
Вначале о приходе хлопотал единый на Хотимщине священник – Архимандрит Кирилл (Бадич). После освящения был назначен настоятель. Вначале это был о.Георгий Палешка, а потом – о.Сергий Ильинков. О.Сергий, несмотря на свой возраст, много работал в Ельне. Добрым словом его вспоминают люди. По старости он попросился на пенсию и уехал к детям. После него приход обслуживал священник Георгий Салобуто, настоятель прихода в с. Прусино Костюковичского района.
Ельнянская школа
В отчёте о церковно-приходских школах и школах грамоты Могилёвской епархии за 1888/1889 гг. значится и школа грамоты Ельнянского прихода. Из документальной хроники узнаём, что она находится в селе Ельня и размещается в церковной сторожке. Учителем при ней состоит псаломщик Иван Андруцкий бесплатно. Законоучитель этого учреждения священник Хрисанф Чикидовский. В школе обучаются 24 мальчика.
В 1908 году в селе Ельня учреждено Ельнянское народное училище, в котором обучался 41 учащийся (35 мальчиков и 6 девочек). Годовой оклад жалованья учителя составлял триста рублей в год, законоучитель имел 25 рублей в год. Собственного здания народное училище не имеет.
В июне 1908 года помещица Зинаида Михайловна Кокошинская, урожденная Ничипоренко, уступила в своём имении Ельня десятину пахотной земли под народное училище безвозмездно. Равно безвозмездно уступила и старый дом 30 x 20 аршин для переноса на средства дирекции и крестьян под здание училища. «Мне желательно было бы, чтобы было открыто 2-х классное училище» (Из письма помещицы Зинаиды Михайловны Кокошинской земскому начальнику первого участка Климовичского уезда Петру Антоновичу Волковичу). После Октябрьской революции земское народное училище преобразовано в трудовую школу 1-й ступени, в которой в 1925 году учились 110 учеников. О дальнейшем существовании школы в Ельне не известно. Всё скрыто за давностью лет и военным лихолетьем.
Поколение 30-40 годов начинало учиться в советских школах – маленьких деревянных избах, с печным отоплением, которые вмещали по одному-два класса. Таких школ в небольшом селе Ельня насчитывалось три: школа под руководством учителя Артамонова обучала детей первых-вторых классов; в Лейбиной школе учились третьеклассники и четвертоклассники (школа получила название от фамилии учителя-еврея Лейбы). Те, кто хотел продолжить свой путь и получить более глубокие знания, продолжали обучение в большой школе-семилетке. Затем все три школы условно объединились в Ельнянскую, директором которой стал Огурцов Петр Ильич (1962 - 1966) . Хорошую, долгую память оставил о себе этот директор. Под его чётким руководством в 1964 году был заложен фундамент и начато строительство новой, более современной школы. Это был хороший подарок детям, их родителям и учителям.
Однако открывать двери новой школы для детей по указу судьбы было предназначено новому директору – Долбанову Василию Борисовичу(1966 – 1967гг.), а потом через год ею руководить долгие восемнадцать лет женщине-директору – Полунченко Надежде Тимофеевне(1967 – 1985гг.).
Возникновение деревни Енаполье
На территории д. Енаполье до 1917 года находился фольварк князя Мещерского Сергея Николаевича. Двухэтажный дубовый дом стоял в парке. По воспоминаниям старожилов, парком занималась жена князя – Юлия Ивановна. В «Энциклопедии природы Белоруссии, т.2” о парке написано следующее: «Парк заложен в 19 веке. Площадь 21 га. Сочетает элементы пейзажной и регулярной планировки. Основа композиции – 2 крестообразно- размещённые липовые аллеи шириной 10м. Часть парка вокруг усадебного дома оформлена в пейзажном стиле. С обеих сторон вдоль - центр. Аллеи – сады, ограниченные па периметру более узкими, 3-метровыми аллеями. С юга и запада к саду присоединяется система прудов. Среди деревьев преобладают местные виды. В биогруппах пейзажной части использованы: карагана - кустовая и деревоподобная, ирга колосистая, сирень, спирея, парковые розы. Хорошо сохранились линейные насаждения. Парк сохранился частично».
Из истории деревни Боханы
На древних курганах у Беседи-реки основалась в своё время одна из самых крупных деревень района – Боханы. Старожилы утверждают, что название деревни пошло от первого поселенца. Однако можно считать, что название деревни пошло от умения деревенских хозяек печь ароматные боханы хлеба, который славился далеко в округе. Возможно, название деревни идёт от поселения возле леса, поля. Точной даты основания деревни нет. В то далёкое дореволюционное время Боханы ничем не отличались от других деревень. Люди жили в бедности, гнули спины на пана Мещерского. В 1905 году против него поднялся бунт, который был жестоко подавлен. В этот период времени происходили бурные события, вспыхивали восстания, приближался 1917 год, затем гражданская война. После этих событий крестьяне вздохнули вольно. Земля помещиков была передана крестьянам. Деревня Боханы в это время входила в состав Берёзковского повета. В 1936 году в деревне организовали Сельский совет, где первым председателем был Овчинников Прохор Яковлевич. Бурным в деревне был конец 1929 и начало 30-х гг. Был организован колхоз «Герой труда». В него вошло 12 хозяйств, которые объединили свою землю, коней. Руководил коллективным хозяйством Денис Яковлевич Костюшкин. В 1933 году был организован ещё один колхоз «Новые Боханы», в который было принято 45 крестьянских семей.
Большую помощь строительству колхозов оказывало государство. Впервые в 1936 году на колхозные поля вышли тракторы. Первыми трактористами были: Фёкла Потаповна Рябцева (награждена медалью «За доблестный труд» 1941-1945гг), Домна Ермолаевна Казакова, Антон Фёдорович Сёмочкин, которые были направлены на курсы трактористов, открытые при Хотимской МТС. Однако мирный труд в коллективных хозяйствах был нарушен вероломным нападением фашистской Германии. 149 жителей деревни погибло на фронтах. В память о погибших в сквере около Дома культуры поставлен обелиск.
В годы Великой Отечественной войны каких только не было формирований из предателей-пособников немцев: полиция, стража, власовцы и др. А вот жителям д. Боханы Хотимского района хорошо известны и «бишлеровцы».
Полицейское формирование – карательный полк под командованием полковника Бишлера - состоял из изменников и полицейских Смоленской и Орловской областей. Численность полка составляла 1800 человек. Полк был предназначен для борьбы с партизанами. Командиром был Бишлер, по национальности русский в возрасте около 60-ти лет, помещик и офицер Белой Армии. После революции эмигрировал в Германию, служил зондерфюрером в городе Гера. Во время ВОВ прибыл на родину в город Дорогобуж Смоленской области, где занял пост – зондерфюрера района. В июне 1942 года из числа русских военнопленных организовал команду численностью 200 человек, которая и явилась ядром полка.
По мере наступления Красной Армии полк Бишлера отступал, всюду оставляя горе разруху и смерть. Воинственный пыл фашистов и их пособников заметно приостыл в связи со стремительным наступлением Красной Армии по всему фронту. О бесславном конце Бишлеровского полка можно только догадываться. Скорее всего часть перeшла на сторону партизан, а большинство удрало со своим хозяином в Германию, но свой кровавый след на Могилёвщине полк оставил навсегда.
В 1950 г. произошло укрупнение колхозов, и в Боханах был создан колхоз «Чырвоны Маяк», председателем которого стал Устин Афанасьевич Михаленко.
НАШИ СВЯТЫНИ
Михайловская церковь
В 1828 году на высоком древнем кургане в центре деревни Боханы построили деревянную церковь.
Над голубой церковью, которая, казалось, сливалась с голубизной неба, возвышались три позолоченных шароообразных купола с крестами. Самый большой – в центре; ещё один, поменьше, над звонницей; и третий, с правой стороны.
Богатым было убранство церкви: иконы в дорогих окладах, вышитые «набожники» на образах, десятка два подсвечников, очень красивое паникадило.
Не было в округе храма краше Михайловского! К небесно – голубому златоглавому храму в минуты скорби и радости шли люди по велению души и сердца. «В 1899 году было 3618 прихожан, церковной земли – 41 десятина 851 кв. саж». Колокольный звон слышали и в окрестных селах.
В конце 20-ых – начале 30-ых годов, когда в церкви уже не велось богослужение, прихожане собирали подписи, чтобы разрешили служение в храме. Более полутысячи человек просили об этом, но всё оказалось тщетным. Церковь сначала превратили в клуб: играли в бильярд, карты, танцевали. Перед войной в помещении храма был склад. Во время оккупации в здании церкви была немецкая конюшня. Церковные святыни растащили, а кое-кто их сознательно прятал, спасал.
В сентябре 1943 года, при отступлении немцев, Михайловская церковь вспыхнула. Заполыхала у входа в храм и молодая липа. Чудом уцелело дерево и до недавнего времени, как немой свидетель, напоминает о пожаре, в огне которого сгорела церковь.
26 сентября 2020 года знаменательным событием для Хотимщины стало освещение Поклонного креста на месте сожжённого 26 сентября 1943 года Михайловского храма.
Святое озеро
Озеро Святое находится в Хотимском районе Могилевской обл., в 8 км на юго-запад от г.п. Хотимска, относится к бассейну р. Беседь (лев. приток р. Сож). Местность преимущественно равнинная, местами грядистая, поросшая лесом и кустарником, местами болотистая. Берега песчаные, низкие, поросшие кустарником и редколесьем, местами лесом.
Площадь зеркала 0,1 кв.км, длина 0,42 км, наибольшая ширина 0,3 км, максимальная глубина 4,5 м, длина береговой линии около 1,2 км. Объем воды около 0,21 млн. м3.
В глуби леса в 3-3,5 км к юго-западу от деревни находится необычное круглое озеро с названием «Святое Озеро». В озере нельзя купаться, так как очень много людей там утонуло. Местные власти пробовали нащупать дно и отправляли профессиональных водолазов, однако ничего с этого не вышло. Дно находится очень глубоко и доступ к нему преграждает большое количество растительности.
Тайна Святого озера
Существует легенда, что на месте озера во время нашествия татар была деревня и церковь. Чтобы избежать позора и осквернения татарами сельской святыни, деревня по воли Бога и церковь во время богослужения провалились, а на этом месте возникло озеро.
Существует и другая легенда, основанная на исторических фактах. Татарский хан Батый дошёл до Мглина, в Ботаево создал разведывательно-пограничный пункт. Мглинский староста узнал, что в д.Шишковка (находилась там, где сейчас Михалин) на берегу реки Тростинка живёт красивая девушка-рукодельница – Прося. Он решил украсть девушку и увести в Бахчи-Сарай в подарок хану. У Проси был жених Гордей – красавец и знаменитый купец. Кузница Гордея стояла на берегу озера, где проходила военная дорога, связывающая Мглин с Кричевом. Родители Проси и Гордея хотели породниться. Гордей подарил Просе талисман-шпильку для закалывания волос и серьги. В то время воровство девушек было обычным делом, и нужно было, что бы девушка могла сама защититься. Нож, который носила Прося, легко можно было найти, но таинственная смертельная шпилька, спрятанная в густых волосах девушки в виде заколки, была вне подозрения.
Мглинский староста поручил Ботаевскому старшине выкрасть Просю и доставить в Мглин для отправки в Крым. Ночью схватили Просю, но на обратной дороге сбились с пути и сделали привал. Прося выбрала момент, когда её развязали, и всадила шпильку в самое сердце Ботаевского старшины. Несмотря на то, что Прося хорошо знала местность, она заблудилась, конь увяз в болоте. Девушка стала пешком пробираться через заболоченную речку Тростинку, попала в водоворот и исчезла. А Ботаевский отряд, оставшись без вожака, погиб в лесных болотах.
В деревне все были заняты своими делами и не знали, куда девалась Прося.
Прошло три дня, и, не дождавшись Ботаевского отряда, Мглинский староста с большим отрядом отправились в разведку.
Гордей сидел на берегу озера и смотрел на большую болотную жабу, которая сидела на кочке и неподвижно смотрела на него. Жаба начала поворачивать голову в бок озера. Повернул и Гордей. Он увидел хорошо знакомый платок с толстой девичьей косой. В одно мгновение он оказался у Гордея. Парень увидел зацепившуюся за платок бронзовую серёжку, которую делал сам.
Здесь его застал Мглинский отряд. Гордей выскочил из-за дерева, и ударил копьём Мглинского старосту, но и сам был убит врагом.
Берёзова роща
Березовую рощу в д. Боханы, площадью 7,5га, посадили сельчане. Она расположена восточнее д. Боханы. В советские времена в ней подводили итоги посевной, устраивали маёвки. Роща является памятником природы местного значения. Любимое место отдыха жителей района.
Сегодня все молодожены района в свой торжественный день приезжают здесь сфотографироваться. Еще в этой березовой роще появляется первая ягода и первый гриб на Хотимщине.
Берёзовая роща Боханская
Раскинулась средь пахотных полей
И красотой своею завлекает
По трассе проезжающих друзей.
Увидев белоствольные березы,
Красивых, как невеста под фатой,
У каждого в душе всплывают грёзы,
Как будто ты с любимой, дорогой.
И едут в нашу рощу Боханскую,
Чтобы душой и сердцем отдохнуть.
Здесь атмосферу чувствуешь такую
И ловишь кайф и красоты всей суть.
А шум листвы всё больше будоражит,
Не хочется из рощи уходить.
Но наша роль, всегда стоять на страже,
Чтоб памятник природы сохранить.
В.Г. Костров.
Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории.
Прошлое нашего края интересно и удивительно. И если нам не безразлична судьба этого уголка малой родины, надо изучать его историю и помнить о нём. Надо знать и помнить для того, чтобы не исчезло бесследно прошлое, чтобы наше поколение знало свою культуру, традиции, обычаи, чтобы имело возможность строить своё будущее, лучшее будущее.
В итоге изучения и проработки архивных документов была изучена лишь малая часть прошлого нашей земли. Необходимо не только самим интересоваться судьбой своей малой родины, но и делиться знаниями с окружающими.
Изучение истории родного края дало нам возможность узнать об интересных страницах летописи одного из уголков земли Хотимской, его людях, творцах истории, сложной и одновременно прекрасной исторической эпохе, помогло понять и по достоинству оценить пережитое нашими соотечественниками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Альбом «История деревни Ельня»
2. Кажамяка, А.М. Першыя школы на Хоцімшчыне / А.М.Кажамяка//Памяць. Хоцімскі раён: шматтомнае выданне: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі. – Мінск: Беларус. Энцыкл., 2003. – 590 с.
3. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.adu.by/koncepcia_nepreruvnogo_vospitania.doc.
4. Памяць. Хоцімскі раён: шматтомнае выданне: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі/ Арганізац.-метад. цэнтр па выданні гіст.-дакумент. хронік Памяці Мін. інфармацыі Рэспублікі Беларусь; рэдкал.:Г.П.Пашкоў (гал.рэд.) [і інш.]. – Мінск : Беларус. Энцыкл., 2003. – 590 с.
5. Финогенова, А. В Гражданское воспитание молодежи через ученическое самоуправление [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.bgam.edu.by/bgam.../Otchet_ideologich_rabota.doc.
раскрыть » / « свернуть